|
МОРСКОЙ ПОРТ НОВОРОССИЙСК
Морской порт Новороссийск расположен в северо-восточной части Чёрного моря. В границах акватории морского порта находятся Внутренняя гавань, гавань судоремонтного завода, гавань «Комбинат Стройкомплект», нефтегавань «Шесхарис», гавань в поселке Алексино, гавань морского терминала Каспийского трубопроводного консорциума-Р.
Внутренняя гавань расположена в вершине Новороссийской бухты севернее линии, соединяющей Западный и Восточный молы.
В Новороссийской бухте расположены Пенайские банки. К западу и востоку от них пролегают соответственно западный (основной) и восточный фарватеры. Подходы к Новороссийской бухте и плавание в ней обеспечиваются достаточным количеством средств навигационного оборудования.
Морской порт оказывает услуги по перевалке генеральных, навалочных, контейнерных, продовольственных грузов, лесоматериалов, сырой нефти и нефтепродуктов.
Площадь территории морского порта 282,68 га, площадь акватории - 344 км2. Общая протяженность причального фронта 17100,7 м, в том числе, на Внутренней гавани – 10706,23 м (60 причалов различного назначения и специализации), на остальной акватории морского порта – 5579,77 м (27 причалов различного назначения и специализации), длина берегоукреплений 803,7 м, оградительных гидротехнических сооружений 3967,5 м.
В границах морского порта Новороссийск осуществляют свою деятельность более 80 хозяйствующих субъектов (стивидорные, агентирующие, бункеровочные, сюрвейерские компании и пр.).
В северо-восточной части акватории морского порта расположена смежная акватория пункта базирования кораблей ВМФ России.
Климат Новороссийска, обусловленный близостью моря и характером рельефа, - умеренно-теплый, хотя амплитуда между абсолютными температурами воздуха холодного и теплого периода достигает 60°. В холодный период года преобладает циркуляция воздуха умеренных широт, в теплый - перенос воздуха с субтропиков. Но это не исключает того, что зимой часто отмечается "весенне-летний" тип погоды из-за поступления воздушных масс со средиземноморского региона. Как следствие, даже зимой средняя месячная температура остается положительной, в пределах 0... +5°. Но имеют случаи вторжения арктического воздуха, когда аномально-холодная погода: в ночные и утренние часы температура понижалась до -20°, что для данной территории классифицируется как опасное явление погоды - сильные морозы.
Визитной карточкой холодного периода года в Новороссийске является северо-восточный ветер «бора». Скорость ветра достигает 40-60 метров в секунду. Были случаи, когда этот ветер срывал морские суда с якорей и выбрасывал их на прибрежные скалы. Поэтому в это время суда вынуждены выходить в открытое море.
Новороссийская бухта является незамерзающей. Навигация в морском порту осуществляется круглогодично. Швартовые операции в морском порту производятся круглосуточно, с учетом ветро-волнового режима.
За последние годы усилиями Минтранса России и Федерального агентства морского и речного транспорта в ходе совместной работы с Администрациями морских портов Российской Федерации, сформирована система обеспечения безопасности мореплавания, где ключевым звеном выступает Институт капитана морского порта, служба которого является структурным подразделением Администрации морских портов Черного моря.
Функция обеспечения безопасности мореплавания и порядка в морском порту, возложенная на ФГБУ «АМП Черного моря» является комплексной, так как только из соображений ее выполнения вытекает вся система организации торгового мореплавания в морских портах и на подходах к ним, строится система регулирования движения судов, предъявляются требования к техническим возможностям средств и объектов обеспечения безопасности мореплавания в портах (СУДС, ГМССБ, СНО, АИС и др.), рассчитывается необходимое количество единиц спецтехники, оборудования и персонала, обеспечивающих аварийно-спасательную готовность и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, включая защиту морского судоходства и портов от незаконных актов, в том числе – антитеррористическую защищенность.
В современных условиях задачи по обеспечению безопасности мореплавания, безопасной стоянки судов в акватории морского порта решаются ФГБУ «АМП Черного моря» с применением, в том числе, и методов научного анализа проблем развития портового хозяйства, всестороннего изучения факторов, участвующих в построении безопасно функционирующих элементов транспортных систем портов, а также критериев оценки для отдельных технологических процессов, присущих работе порта, с целью предупреждения чрезвычайных ситуаций и планирования мер реагирования на случай ЧС.
Служба капитана морского порта Новороссийск входит в состав ФГБУ «АМП Черного моря» и осуществляет государственный контроль за соблюдением действующих законов, постановлений, распоряжений, правил и международных договоров по торговому мореплаванию, касающихся безопасности мореплавания и безаварийной работы всех плавсредств в границах морского порта Новороссийск.
Во внутренней гавани порта Новороссийск 15.06.2022 уничтожили три торпеды времен Великой отечественной войны. Торпеды уничтожены двумя подводными взрывами, мероприятия прошли штатно с соблюдением всех необходимых мер безопасности. В границах порта Новороссийск до конца июня мероприятия, по поиску и обезвреживанию обнаруженных боеприпасов, продолжатся.
|
|