Филиал ФГБУ «АМП Черного моря» в морском порту Тамань
МОРСКОЙ ПОРТ ТАМАНЬ
Начало строительства морского порта Тамань берёт своё начало с 2004 года. Распоряжением Минтранса России от 31 марта 2004 года за № ВР-54-р, разрешено Открытому акционерному обществу «Тольяттиазот» осуществлять строительство гидротехнических сооружений в Темрюкском районе Краснодарского края на акватории Чёрного моря, в районе посёлка Волна между мысом Железный Рог и мысом Панагия. Началось строительство терминала для размещения специализированного комплекса по перегрузке жидкого аммиака. Здесь же, ЗАО «Таманьнефтегаз»приступило к строительству терминала по перевалке углеводородного сырья и СУГ. В 2008 году ООО «Пищевые Ингредиенты» начало строительство терминала по перевалке масложирового сырья. 01 апреля 2009 года создана служба капитана морского порта Тамань.В настоящее время служба капитана морского порта Тамань производит круглосуточное оформление судов, обеспечивая безопасность мореплавания, охрану человеческой жизни на море и охрану окружающей среды в порту, а также стабильную работу порта и производство грузовых операций.
Постановлением правительства Российской Федерации от 19 января 2006 года за № 19, на основании представления Законодательного Собрания Краснодарского края, новому морскому порту, расположенному в районе мыса Железный рог, Таманского полуострова в Темрюкском районе Краснодарского края, присвоено наименование – «Тамань».
Постановлением правительства Российской Федерации от 15 августа 2008 года № 1196-р, морской порт Тамань открыт для международного сообщения и захода иностранных судов.
Постановлением правительства Российской Федерации от 08декабря 2008 года № 1837-р, установлены границы акватории и территории морского порта Тамань.
Приказом Минтранса России от 23 сентября 2009 года № 169 морской порт Тамань, открыт для оказания услуг.
Распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта от 23 декабря 2009 года за № АД-277-р, морской порт Тамань внесён в Реестр морских портов Российской Федерации под порядковым регистрационным номером «Ч-7».
Приказом Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации от 24 августа 2010 года за № 398-01, открыт морской постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту Тамань.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2013 г. № 576-р было принято решение расширить морской порт Тамань за счет включения в состав его границ земельных участков, расположенных в районе мыса Железный Рог и предназначенных для строительства терминала навалочных грузов мощностью до 30 млн. тонн в год.
В настоящее время в порту 9 освидетельствованных и действующих причалов с физическим износом менее 10%. Порт доступен для захода судов длиной до 275 м, шириной до 48,0 м, осадкой до 14,0 м. Длина причального фронта составляет 2286,0 погонных метров.
Развитие морского порта Тамань началось с открытия терминала по перегрузке масложирового сырья (ООО «Пищевые ингредиенты»).2 декабря 2008 года, для апробации технологического оборудования, был принят первый танкер «Чингиз Мустафаев», с грузом пальмового масла. В декабре месяце в морском порту Тамань было выгружено 9945,945 м.т. масложирового сырья. В 2011 году был введен в эксплуатацию зерновой терминал (ООО «Зерновой терминальный комплекс Тамань»).
В июле 2012 года начата перевалка нефтепродуктов и в сентябре того же года сжиженного углеводородного газа (СУГ) через перегрузочный терминал ЗАО «Таманьнефтегаз». Закончены работы по углублению подходного канала к Таманскому перегрузочному комплексу (ТПК) и операционных акваторий причалов ЗАО «Таманьнефтегаз».
В морском порту Тамань осуществляют деятельность три стивидорные компании ООО «Морской терминал Тамань», ООО «Зерновой терминальный комплекс Тамань», ЗАО «Таманьнефтегаз», с пропускной способностью перевалки грузов 28,1 миллионов тонн в год, из них нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов 19,9 миллионов тонн, пищевых наливных грузов 1,7 миллионов тонн, насыпных зерновых грузов 6,5 миллионов тонн.
В связи с необходимостью ликвидации дефицита портовых мощностей по перевалке навалочных, накатных и контейнерных грузов в рамках Подпрограммы «Развитие экспорта транспортных услуг» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» будет реализован проект «Создание сухогрузного района морского порта Тамань».
Цель проекта – развитие транспортно-логистических мощностей Азово-Черноморского бассейна, создание нового глубоководного порта на Таманском полуострове, интегрированного в международный транспортный коридор «Север – Юг», обладающего примерно теми же конкурентными преимуществами, что и порт Новороссийск, и дополняющего имеющиеся в Азово-Черноморском бассейне портовые мощности.